Урок русского языка в 7 классе на тему: "Письмо другу". Автор: учитель русского языка и литературы Котова А. Л

 

 

Разработка урока по русскому языку

Тема "Письмо другу".

7 класс

Котова А. Л.,

учитель русского языка

и литературы


                                город Торез

                   

Тема: Письмо другу

Тип урока: урок рефлексии( урок-квест)

Цели урока: научиться правильно оформлять личное письмо; повысить интерес обучающихся к эпистолярному жанру, формировать у учащихся представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к родному языку, умение владеть разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; формировать навыки правильного написания личного письма; развивать монологическую речь учащихся, их кругозор; способствовать воспитанию нравственности и формированию личностной позиции ученика, активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий.

Задачи урока: 

а) предметные: повторить и закрепить, обозначить свои собственные правила оформления и написания письма; производить анализ текстов через сопоставление стиля, художественных средств выражения, используемых героями различных произведений при написании ими конкретных писем.

б) метапредметные: совершенствовать творческие способности учащихся;планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с дополнительным материалом; применять знания полученные на уроках географии.

в) личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умения оценивать результаты собственной деятельности.

г) регулятивные: уметь обнаруживать и формировать проблему с помощью учителя, выдвигать версии самостоятельно.

д) коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами.

ж) познавательные: выяснить, каково было значение эпистолярного жанра в недалёком прошлом, выдвинуть гипотезу о значимости написания писем в современном мире.

Планируемые результаты:

а) личностные: создание положительного настроя и позитивной установки на изучение российских традиций эпистолярного жанра; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью при составлении письма.

б) метапредметные: умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

в) предметные: составление выступлений по теме урока; создание собственных писем для различных адресантов.

Основные методы педагогического воздействия: повествовательный, сравнения, вопросно-ответный, стимулирования, самостоятельной и творческой деятельности.

Проверка эффективности: творческое задание.

Оборудование: опорные схемы, карточки-подсказки, словарные слова, ТСО.

Сценарий урока

1.Организационный момент (мотивационный этап).

 СЛАЙД

Игра «Да-нет»


У. – Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

 У. – В классе вам светло?

       Д. – Да!

       У. – Прозвенел уже звонок?

 Д. – ДА!

 У. – Уже закончился урок?

 Д. – Нет!

       У. - Только начался урок?

       Д. – Да!

       У. – Хотите учиться?

       Д. – Да!

       У. – Значит можно всем садиться!


2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну, где есть город необычайной красоты. Его называют лучшим городом на Земле. Хотите узнать, что это за город? Поэтому  наш урок  необычный. Урок-квест.

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

- Готовы преодолевать препятствия?

1ПРЕПЯТСТВИЕ. СЛАЙД

Начинаем наш урок. Попробуйте расшифровать  тему  урока и вы узнаете в какой стране находится этот город.

 ИГРА « Где логика?»

- Тема урока « Письмо другу» СЛАЙД

Внимание на экран. Что это за страна? Италия. Верно. Осталось узнать город. Продолжаем наш квест. Прошу подойти к карте и взять конверт. Читаем задание. (На доске карта Италии. На карте прикреплены конверты с заданиями и пронумерованы. Учащийся  будет подходить к карте,  брать конверт и читать очередное задание.)

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Вводная беседа. А для чего нужны письма? СЛАЙД

А кто доставляет письма? Почтальон. СЛАЙД

Игра « Костюмчик ожиданий!» СЛАЙД

 Запишите свои ожидания, опасения и способы преодоления опасений на КОСТЮМЧИКАХ по теме нашего урока( фуражка- ожидания ,  жакет- опасения, брюки –что я делаю, чтобы опасения преодолеть)

Не секрет, что сейчас, по сравнению с нашими предками XIX века, писать  мы разучились. Почему? Появились телефоны,  интернет.

- Чем удобно электронное письмо? (не нужно долго ждать, соединение происходит мгновенно).

До изобретения телефона и интернета переписка занимала весомую часть жизни многих людей.

Эпистолярный жанр, так стали называть умение писать письма. СЛАЙД Обратимся к словарю: Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни “epistole”, означающего “послание, письмо”.

- В чем преимущество бумажного письма? (письмо можно хранить годами, время от времени перечитывать и вспоминать того, кто его писал, не зря в музеях хранится переписка великих людей; по письму можно судить о характере того человека, который его пишет).

Молодцы! Продолжаем наш квест.

2.ПРЕПЯТСТВИЕ Чтобы еще больше вас заинтересовать я буду рассказывать об этом загадочном городе.

Численность населения  составляет всего 4 тысячи человек, которые расположились на 8 квадратных километрах.

Прошу подойти к карте и взять конверт. Читаем задание. Прием «Деформированный текс».

А что же такое письмо? СЛАЙД

 Обратимся к словарю Ушакова. Но чтобы узнать это, нужно расположить слова в нужной последовательности. Прием «Деформированный текс». ПИСЬМО 1Бумага с написанным на ней текстомпосылаемая кому–нибудь для сообщения чего-нибудьуведомления о чем-нибудьдля общения

 с кем–нибудь на расстоянии.(для общения с кем-нибудь на расстоянии. Бумага с написанным на ней текстомпосылаемая кому-нибудь для сообщения 

чегонибудьуведомления о чемнибудь,)

4.Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

В 5 классе мы с вами немного знакомились с данной темой и знаем, что существует несколько видов писем. Давайте вспомним  некоторые из них.

СЛАЙД (отрывки из мультфильмов, фильмов: письма)

3.ПРЕПЯТСТВИЕ Прошу взять следующий конверт.

Игра « Знакомая незнакомка» СЛАЙД

Прошу вас разобрать письма, прочитать и указать их вид (письма находятся в конверте). Ребята называют цифру( от 1 до 6) , читают письмо и указывают вид письма.

6.

(Л И Ч Н О Е )

Здравствуй, моя дорогая подруга, Снежана. Вот и снова я пишу тебе очередное письмо. Как твои дела? Что нового? Какие успехи в учебе? Наверное, ты уже тоже готовишься к новому году? Где планируешь отмечать праздник? Как поживают твои родители? Напишу немного о себе. У меня все хорошо. Учеба занимает много времени, конечно. Ну я очень стараюсь хорошо учиться, ведь скоро поступать в институт. ..

1.

(ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛНИЕ)

Примите наши поздравления и наилучшие пожелания с днем рождения!

От всей души желаем счастья, крепкого здоровья, ещё больших успехов в Вашей интересной работе, долгих лет жизни, благополучия в семье и всегда отличного настроения.

4.

(ПИСЬМО - ПРОСЬБА )

Начальнику компании «ААА»
Иванову И. И.
От руководителя компании «БББ»
Петрова Б. Б.

Здравствуйте, Иван Иванович. Мы желаем заказать у вашей компании комплект продукции (уточнить). Вашим товаром мы заинтересовались на региональной выставке. Если вы согласны, просим сообщить условия поставки и удобные для вас сроки. Гарантируем своевременную оплату. Надеемся, это станет началом взаимовыгодного сотрудничества Наши контакты: (уточнить).С уважением, Борис Борисович.

5.

(ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО)

Любимый (ая), дорогой (ая), единственный (ая)! Пишу тебе потому, что не могу больше молчать. Из тысячи людей только твой образ запечатлелся в моей памяти, только твои глаза и твоя улыбка делают мой мир ярче и светлее. Я помню каждую минуту, которую мы провели вместе, помню, как наблюдал (ала) за тобой сначала издалека, не решаясь подойти и заговорить. 

2.

 (БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО)

Методический центр управления образования города Сергиев-Посад благодарит администрацию и педагогический коллектив школы № 5 за большую организационную и методическую помощь в проведении окружных и городских мероприятий. 

3.

(ПИСЬМО- ПРИ ГЛАШЕНИЕ)

“Уважаемая Анна Дмитриевна!

Приглашаем вас принять участие в праздновании Дня народного единства 4 ноября 2018 года в ресторане “Золотая Аллея” по адресу г.Новосибирск, ул. Декабристов д.34, вход с торца здания”.

Молодцы! Справились отлично.

Согласно древней легенде, город был воздвигнут Посейдоном. Он посвятил его своей возлюбленной Пазитее, в честь которой город и получил свое имя.. Если все-таки верить мифам,  то оценив красоту и формы нимфы Пазитеи, он решился на подарок и вручил ей не жемчужное ожерелье с морского дна, не сушеного осьминога, а райской красоты городок на берегах Амальфитанского побережья, который к тому моменту еще и Сирены охраняли. 

ФИЗМИНУТКА

4.ПРЕПЯТСТВИЕ Отдохнули? Готовы продолжать? Следующий конверт. «Структура письма?»

5.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

А сейчас вспомним: как писать письма? Какова же структура письма?

СЛАЙД

1.    Зачин. Вступление (обращение с приветствием к адресату)

2.     Основная часть (содержание должно быть интересно собеседнику, а не только вам; беседа с адресатом)

3.     Концовка (слова благодарности и пожелания адресату, дата, подпись). Дополнительная таблица у каждого на парте.

 

Основная часть письма

Содержание письма

Речевые формулировки

зачин

Место, дата написания.

Приветствие, обращение.

Здравствуйте! Добрый день! Дорогой друг! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! (мамочка, бабушка...)

Информационная часть

Основная информация, которую нужно прочитать.

Я хотел бы рассказать.. Хочется сообщить.. Ты спрашиваешь, что... Вот некоторые новости... Знаешь, я очень по тебе скучаю.. А помнишь...

концовка

Итоговые формы:

просьба писать.. слова благодарности... приветы и прощания..

С глубоким искренним уважением... любящий тебя.. до свидания! Всего хорошего.

 

СЛАЙД

Как правильно закончить письмо? Если вы пишете другу, родственнику или недостаточно хорошо знакомым людям.

Правила оформления письма( дополнительно)

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано ”).

3. Писать следует  писать разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

6. Дата.

СЛАЙД  Как правильно  оформить конверт?

Оформление конверта.

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

Молодцы!  Продолжаем!

Издалека может показаться, что городок похож на лестницу, ведущую на вершину горы. Прелестные разноцветные домики  радуют глаз, а живописная бухта – отличное место для вечерних прогулок.

 6.Обобщение выявленных затруднений.

 Творческий этап урока «Угадай-ка»

СЛАЙД

- Кто такие адресат и адресант?

- (Адресат- тот, кто получает извещения, телеграммы, письма. Адресант- лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.)

5.ПРЕПЯТСТВИЕ Следующий конверт. Прием «Неоконченные  предло-жения»

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Напишите сейчас небольшое письмо другу, используя прием «Неоконченные предложения»

( У каждого на парте)

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

До свидания,……..! Всего хорошего. ( Проверка по желанию.)

Молодцы! Продолжаем!

 Городок окружен оливковыми и апельсиновыми рощами, благодаря чему воздух  пропитан восхитительными запахами.

8.Включение в систему знаний и умений.

Он раскидан по трем небольшим долинам, размещенным между горами и морем. Вода здесь чистая, пляжи песчаные, а богатый подводный мир привлекает любителей дайвинга. Поэтому многие говорят, что этот город - рай на Земле.

Никто не знает такого города?

5.ПРЕПЯТСТВИЕ Следующий конверт. «Разгадай кроссворд».

Если мы правильно разгадаем кроссворд , то узнаем название этого загадочного города. Нужно постараться. Некоторые вопросы требуют дополнительных знаний.

СЛАЙД

У каждого ученика на парте есть кроссворд.

1.Человек, разносящий почту(ПОЧТАЛЬОН)

2.Пакет из сложенного с четырех сторон  углами листа бумаги, в который вкладывают письмо.(КОНВЕРТ)

3.Письмо повышенной важности, которое выдается лично в руки получателю. (ЗАКАЗНОЕ)

4.Текст, написанный на бумаге или набран в электронном виде, отправляемый адресату.(ПИСЬМО)

5.Тот, кому адресовано письмо..(АДРЕСАТ)

6.Тот, кто посылает письмо..(АДРЕСАНТ)

7.Почтовое отправление в виде свертка.( БАНДЕРОЛЬ)

8.Птица, которая использовалась ранее для передачи посланий(ГОЛУБЬ)

Давайте прочитаем , что за слово получилось в выделенных квадратах.

 

 

 

П

О

Ч

Т

А

Л

Ь

О

Н

 

К

О

Н

В

Е

Р

Т

 

 

 

З

А

К

А

З

Н

О

Е

 

П

И

С

Ь

М

О

 

А

Д

Р

Е

С

А

Т

 

 

 

А

Д

Р

Е

С

А

Н

Т

Б

А

Н

Д

Е

Р

О

Л

Ь

 

 

Г

О

Л

У

Б

Ь

 

 

СЛАЙД  Позитано. Верно. Наш квест удачно завершен. Давайте найдем его на карте.  Райской красоты городок на берегах Амальфитанского побережья. Посмотрите! Возможно кто – нибудь из вас захочет посетить этот город или узнать больше о нем. Вам понравилось? СЛАЙД

Итог урока.

 Дополнительно. Прием «Клоуз-текст»

1.Текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений это…….(эпистолярный жанр)

3. Письма бывают нескольких видов:………….. (деловые ,дружеские..)

4.В письме другу я могу рассказать о ………

Отгадывая кроссворд, вы ответили, что голубя использовали ранее для передачи посланий.

Послушайте! СЛАЙД (песня «Письмо Богу»)

Перед вами конверты.  ( на конверте рисунок почтового голубя)

Давайте и мы попробуем озвучить свои желания в письме. Чтобы желание исполнилось нужно попросить, поверить и принять. (Ребята пишут желание: слово, словосочетание, предложение. После - запечатывают конверт, ставят число, месяц, год ( по желанию), когда они хотят вскрыть конверт и проверить : сбылось ли желание)

9.Осуществление рефлексии.

Вернемся к нашему почтальону. В своей сумке он хранит не простые письма. В них надежда, любовь, сострадание, поддержка, словом,- самое ценное. А  что мы с вами возьмем в сумку для себя? Чему вы научились? Что вам больше всего запомнилось? ( Озвучить )

10.Домашнее задание.

Написать письмо на любую из тем:

1.Письмо - поздравление маме, учительнице…

2.Своей семье с благодарностью.

3.Себе… Письмо в будущее самому себе

 

 

 

Список использованной литературы

1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д.. Универсальные  дидактические  материалы по русскому языку. 6-7 классы. – М.: АРКТИ,1999

2.Душенко К.В.. Большая книга афоризмов. Изд.7-е, испр. – М.:2003. – с 588–589.

3.Лихачев Д.С.. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.

3. Новиков В.И.. Энциклопедический словарь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  


ПИСЬМО В КОНВЕРТ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

До свидания,……..! Всего хорошего.

Слабым учащимся раздаются слова-подсказки.

Письмо - поздравление первой учительнице.

Слова-подсказки

Поздравляю

Разрешите поздравить… 
Позвольте пожелать… 
Дорогая… 
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

 

Письмо своей семье с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки

Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…

благодарю вас за то, что…

 

Письмо президенту

Слова-подсказки

Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать… 
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…

 

 

Комментарии