Урок русского языка в 7 классе на тему: "Письмо другу". Автор: учитель русского языка и литературы Котова А. Л
Разработка урока по русскому языку
Тема
"Письмо другу".
7 класс
Котова А. Л.,
учитель русского языка
и литературы
город
Торез
Тема: Письмо другу
Тип урока:
урок рефлексии( урок-квест)
Цели урока: научиться
правильно оформлять личное письмо; повысить интерес
обучающихся к эпистолярному жанру, формировать у учащихся
представление о роли писем в жизни человека через уважительное отношение к
родному языку, умение владеть разными видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи; формировать навыки правильного написания
личного письма; развивать монологическую речь учащихся, их кругозор;
способствовать воспитанию нравственности и формированию личностной позиции
ученика, активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных
заданий.
Задачи
урока:
а)
предметные: повторить и закрепить, обозначить свои собственные
правила оформления и написания письма; производить анализ текстов через
сопоставление стиля, художественных средств выражения, используемых героями
различных произведений при написании ими конкретных писем.
б)
метапредметные: совершенствовать творческие способности учащихся;планировать свою деятельность под руководством учителя, умение
работать с дополнительным материалом; применять знания полученные на уроках
географии.
в)
личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать
умения оценивать результаты собственной деятельности.
г)
регулятивные: уметь обнаруживать и формировать проблему с
помощью учителя, выдвигать версии самостоятельно.
д)
коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая
фактами.
ж)
познавательные: выяснить, каково было значение эпистолярного
жанра в недалёком прошлом, выдвинуть гипотезу о значимости написания писем в
современном мире.
Планируемые
результаты:
а)
личностные: создание положительного настроя и позитивной
установки на изучение российских традиций эпистолярного жанра; развитие
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью
при составлении письма.
б)
метапредметные: умение использовать для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации; овладение способностью
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая
нормы построения текста.
в)
предметные: составление выступлений по теме урока; создание собственных
писем для различных адресантов.
Основные
методы педагогического воздействия: повествовательный, сравнения,
вопросно-ответный, стимулирования, самостоятельной и творческой деятельности.
Проверка
эффективности: творческое задание.
Оборудование: опорные
схемы, карточки-подсказки, словарные слова, ТСО.
Сценарий урока
1.Организационный
момент (мотивационный этап).
СЛАЙД
Игра «Да-нет»
У. – Дети, вам тепло?
Д.- Да!
У. – В классе вам светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже
закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
2.Актуализация знаний и осуществление первичного
действия.
Вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну,
где есть город необычайной красоты. Его называют лучшим городом на Земле.
Хотите узнать, что это за город? Поэтому
наш урок необычный. Урок-квест.
Квест
(от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) –
это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно
преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические
загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения
общей цели.
- Готовы преодолевать препятствия?
1ПРЕПЯТСТВИЕ. СЛАЙД
Начинаем наш урок. Попробуйте расшифровать тему урока и вы узнаете в какой стране находится
этот город.
ИГРА « Где логика?»
-
Тема урока « Письмо
другу» СЛАЙД
Внимание на экран. Что это за страна? Италия.
Верно. Осталось узнать город. Продолжаем наш квест. Прошу
подойти к карте и взять конверт. Читаем задание. (На доске карта Италии. На карте прикреплены конверты с заданиями и
пронумерованы. Учащийся будет подходить
к карте, брать конверт и читать
очередное задание.)
3. Выявление
индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Вводная беседа. А для чего нужны письма? СЛАЙД
А кто доставляет письма? Почтальон. СЛАЙД
Игра « Костюмчик ожиданий!» СЛАЙД
Запишите свои ожидания, опасения и способы
преодоления опасений на КОСТЮМЧИКАХ по теме нашего урока( фуражка- ожидания
, жакет- опасения, брюки –что я делаю,
чтобы опасения преодолеть)
Не секрет,
что сейчас, по сравнению с нашими предками XIX века, писать мы разучились. Почему? Появились
телефоны, интернет.
- Чем удобно электронное письмо? (не
нужно долго ждать, соединение происходит мгновенно).
До
изобретения телефона и интернета переписка занимала весомую часть жизни многих
людей.
Эпистолярный
жанр, так стали называть умение писать письма. СЛАЙД
Обратимся к словарю: Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому
название имеет греческие корни. “epistole”,
означающего “послание, письмо”.
- В чем
преимущество бумажного письма? (письмо можно хранить
годами, время от времени перечитывать и вспоминать того, кто его писал, не зря
в музеях хранится переписка великих людей; по письму можно судить о характере
того человека, который его пишет).
Молодцы!
Продолжаем наш квест.
2.ПРЕПЯТСТВИЕ
Чтобы еще больше вас заинтересовать я буду рассказывать об этом загадочном
городе.
Численность населения составляет всего 4 тысячи человек,
которые расположились на 8 квадратных километрах.
Прошу
подойти к карте и взять конверт. Читаем задание. Прием «Деформированный текс».
А что же
такое письмо? СЛАЙД
Обратимся к словарю Ушакова. Но чтобы узнать это, нужно расположить слова в нужной последовательности.
Прием «Деформированный текс». ПИСЬМО 1. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая
кому–нибудь для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения
с кем–нибудь на расстоянии.(для общения с кем-нибудь на расстоянии. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь для сообщения
чего–нибудь, уведомления о чем–нибудь,)
4.Построение плана по разрешению возникших
затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий,
планирование работы, выработка стратегии).
В 5 классе мы с вами немного знакомились с данной темой и знаем, что
существует несколько видов писем. Давайте вспомним некоторые из них.
СЛАЙД (отрывки из мультфильмов, фильмов: письма)
3.ПРЕПЯТСТВИЕ Прошу взять следующий конверт.
Игра « Знакомая незнакомка» СЛАЙД
Прошу вас разобрать письма, прочитать и указать их вид (письма находятся в
конверте). Ребята называют цифру( от 1 до 6) , читают письмо и указывают вид
письма.
6.
(Л И Ч Н О Е )
Здравствуй, моя дорогая
подруга, Снежана. Вот и снова я пишу тебе очередное письмо. Как твои дела? Что
нового? Какие успехи в учебе? Наверное, ты уже тоже готовишься к новому году?
Где планируешь отмечать праздник? Как поживают твои родители? Напишу немного о
себе. У меня все хорошо. Учеба занимает много времени, конечно. Ну я очень
стараюсь хорошо учиться, ведь скоро поступать в институт. ..
1.
(ПИСЬМО – ПОЗДРАВЛНИЕ)
Примите наши поздравления и наилучшие
пожелания с днем рождения!
От всей души желаем счастья, крепкого
здоровья, ещё больших успехов в Вашей интересной работе, долгих лет жизни, благополучия
в семье и всегда отличного настроения.
4.
(ПИСЬМО - ПРОСЬБА )
Начальнику компании «ААА»
Иванову И. И.
От руководителя компании «БББ»
Петрова Б. Б.
Здравствуйте, Иван Иванович. Мы желаем заказать у вашей компании комплект
продукции (уточнить). Вашим товаром мы заинтересовались на региональной
выставке. Если вы согласны, просим сообщить условия поставки и удобные для вас
сроки. Гарантируем своевременную оплату. Надеемся, это станет началом
взаимовыгодного сотрудничества Наши контакты: (уточнить).С уважением, Борис Борисович.
5.
(ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО)
Любимый (ая), дорогой
(ая), единственный (ая)! Пишу тебе потому, что не могу больше молчать. Из
тысячи людей только твой образ запечатлелся в моей памяти, только твои глаза и
твоя улыбка делают мой мир ярче и светлее. Я помню каждую минуту, которую мы
провели вместе, помню, как наблюдал (ала) за тобой сначала издалека, не решаясь
подойти и заговорить.
2.
(БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО)
Методический центр
управления образования города Сергиев-Посад благодарит администрацию
и педагогический коллектив школы № 5 за большую
организационную и методическую помощь в проведении окружных и городских
мероприятий.
3.
(ПИСЬМО-
ПРИ ГЛАШЕНИЕ)
“Уважаемая Анна Дмитриевна!
Приглашаем вас принять участие в
праздновании Дня народного единства 4 ноября 2018 года в ресторане “Золотая
Аллея” по адресу г.Новосибирск, ул. Декабристов д.34, вход с торца здания”.
Молодцы! Справились отлично.
Согласно древней легенде, город был воздвигнут Посейдоном. Он посвятил
его своей возлюбленной Пазитее, в честь которой город и получил свое имя.. Если все-таки верить мифам, то оценив красоту и формы нимфы Пазитеи, он
решился на подарок и вручил ей не жемчужное ожерелье с морского дна, не
сушеного осьминога, а райской красоты городок на берегах Амальфитанского
побережья, который к тому моменту еще и Сирены охраняли.
ФИЗМИНУТКА
4.ПРЕПЯТСТВИЕ
Отдохнули? Готовы продолжать? Следующий конверт.
«Структура письма?»
5.Реализация на практике выбранного плана,
стратегии по разрешению проблемы.
А сейчас вспомним: как
писать письма? Какова же структура письма?
СЛАЙД
1. Зачин.
Вступление (обращение с приветствием к адресату)
2.
Основная часть (содержание должно быть интересно собеседнику, а не только вам;
беседа с адресатом)
3.
Концовка (слова благодарности и пожелания адресату, дата, подпись). Дополнительная таблица у каждого на парте.
Основная часть письма |
Содержание письма |
Речевые формулировки |
зачин |
Место, дата написания. Приветствие, обращение. |
Здравствуйте! Добрый день! Дорогой
друг! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! (мамочка, бабушка...) |
Информационная часть |
Основная информация, которую нужно прочитать. |
Я хотел бы рассказать.. Хочется
сообщить.. Ты спрашиваешь, что... Вот некоторые новости... Знаешь, я очень по
тебе скучаю.. А помнишь... |
концовка |
Итоговые формы: просьба писать.. слова благодарности... приветы и
прощания.. |
С глубоким искренним уважением...
любящий тебя.. до свидания! Всего хорошего. |
СЛАЙД
Как
правильно закончить письмо? Если вы
пишете другу, родственнику или недостаточно хорошо знакомым людям.
Правила оформления письма( дополнительно)
1. Слева,
справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие
разумные пределы).
2. Письмо
может быть написано от руки или напечатано ”).
3. Писать
следует писать разборчиво, без ошибок (
грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не
пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически
законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние
между строчками и абзацами.
6. Дата.
СЛАЙД Как правильно
оформить конверт?
Оформление
конверта.
Адрес
отправителя пишется в левом верхнем углу.
Адрес
получателя помещается в нижнем правом углу.
Следует
начинать не с “куда”, а с “кому”.
Молодцы! Продолжаем!
Издалека
может показаться, что городок похож на лестницу, ведущую на вершину горы.
Прелестные разноцветные домики радуют
глаз, а живописная бухта – отличное место для вечерних прогулок.
6.Обобщение выявленных затруднений.
Творческий этап урока «Угадай-ка»
СЛАЙД
- Кто такие
адресат и адресант?
- (Адресат-
тот, кто получает извещения, телеграммы, письма. Адресант- лицо,
посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.)
5.ПРЕПЯТСТВИЕ
Следующий конверт. Прием «Неоконченные предло-жения»
7. Осуществление самостоятельной работы и
самопроверки по эталонному образцу.
Напишите
сейчас небольшое письмо другу, используя прием «Неоконченные предложения»
( У каждого
на парте)
Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…
До свидания,……..! Всего хорошего. ( Проверка по желанию.)
Молодцы! Продолжаем!
Городок
окружен оливковыми и апельсиновыми рощами, благодаря чему воздух пропитан восхитительными запахами.
8.Включение в систему знаний и умений.
Он
раскидан по трем небольшим долинам, размещенным между горами и морем. Вода
здесь чистая, пляжи песчаные, а богатый подводный мир привлекает любителей
дайвинга. Поэтому многие говорят, что этот город - рай на Земле.
Никто не знает такого города?
5.ПРЕПЯТСТВИЕ
Следующий конверт. «Разгадай кроссворд».
Если мы правильно разгадаем кроссворд , то узнаем название этого
загадочного города. Нужно постараться. Некоторые вопросы требуют дополнительных
знаний.
СЛАЙД
У каждого ученика на парте есть кроссворд.
1.Человек, разносящий почту(ПОЧТАЛЬОН)
2.Пакет из сложенного с четырех сторон
углами листа бумаги, в который вкладывают письмо.(КОНВЕРТ)
3.Письмо повышенной важности, которое выдается лично в руки получателю.
(ЗАКАЗНОЕ)
4.Текст, написанный на бумаге или набран в электронном виде, отправляемый
адресату.(ПИСЬМО)
5.Тот, кому адресовано письмо..(АДРЕСАТ)
6.Тот, кто посылает письмо..(АДРЕСАНТ)
7.Почтовое отправление в виде свертка.( БАНДЕРОЛЬ)
8.Птица, которая использовалась ранее для передачи посланий(ГОЛУБЬ)
Давайте прочитаем , что за слово получилось в выделенных квадратах.
|
|
П |
О |
Ч |
Т |
А |
Л |
Ь |
О |
Н |
||||
|
К |
О |
Н |
В |
Е |
Р |
Т |
|
|
|||||
|
З |
А |
К |
А |
З |
Н |
О |
Е |
||||||
|
П |
И |
С |
Ь |
М |
О |
|
|||||||
А |
Д |
Р |
Е |
С |
А |
Т |
|
|||||||
|
|
А |
Д |
Р |
Е |
С |
А |
Н |
Т |
|||||
Б |
А |
Н |
Д |
Е |
Р |
О |
Л |
Ь |
|
|||||
|
Г |
О |
Л |
У |
Б |
Ь |
|
СЛАЙД Позитано. Верно. Наш квест
удачно завершен. Давайте найдем его на карте. Райской красоты городок на берегах
Амальфитанского побережья. Посмотрите! Возможно кто – нибудь из вас захочет
посетить этот город или узнать больше о нем. Вам понравилось? СЛАЙД
Итог урока.
Дополнительно. Прием «Клоуз-текст»
1.Текст, имеющий форму письма, открытки,
телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений
это…….(эпистолярный жанр)
3. Письма бывают нескольких видов:………….. (деловые ,дружеские..)
4.В письме другу
я могу рассказать о ………
Отгадывая
кроссворд, вы ответили, что голубя использовали
ранее для передачи посланий.
Послушайте! СЛАЙД (песня «Письмо Богу»)
Перед вами конверты. ( на конверте
рисунок почтового голубя)
Давайте и мы попробуем озвучить свои желания в письме. Чтобы желание
исполнилось нужно попросить, поверить и принять. (Ребята пишут желание: слово,
словосочетание, предложение. После - запечатывают конверт, ставят число, месяц,
год ( по желанию), когда они хотят вскрыть конверт и проверить : сбылось ли
желание)
9.Осуществление рефлексии.
Вернемся к нашему почтальону. В своей сумке он хранит не простые письма. В
них надежда, любовь, сострадание, поддержка, словом,- самое ценное. А что мы с вами возьмем в сумку для себя? Чему
вы научились? Что вам больше всего запомнилось? ( Озвучить )
10.Домашнее
задание.
Написать
письмо на любую из тем:
1.Письмо - поздравление
маме, учительнице…
2.Своей
семье с благодарностью.
3.Себе… Письмо в будущее
самому себе
Список использованной литературы
1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д.. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. – М.: АРКТИ,1999
2.Душенко К.В.. Большая
книга афоризмов. Изд.7-е, испр. – М.:2003. – с 588–589.
3.Лихачев Д.С.. Письма
о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
3. Новиков
В.И.. Энциклопедический словарь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПИСЬМО В КОНВЕРТ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…
До свидания,……..! Всего хорошего.
Слабым учащимся раздаются слова-подсказки.
Письмо -
поздравление первой учительнице.
Слова-подсказки |
|
Поздравляю |
|
Разрешите поздравить… |
от всей души… |
Письмо своей семье с благодарностью за присланный
подарок.
Слова-подсказки |
|
Сердечно… |
благодарю вас за то, что… |
Письмо президенту
Слова-подсказки
Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать…
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…
Комментарии
Отправить комментарий