Урок алгебры в 9 классе на тему: «Дробно-рациональные уравнения». Автор: учитель математики Чебернина М. К.
ТЕМА УРОКА: Дробно- рациональные уравнения. (алгебра 9класс)
Тип урока: Закрепление изученного
материала и коррекция знаний.
I. Цели урока:
1.Образовательные цели урока:
- Повторение ранее изученного
материала.
-
Формирование умения решать дробно-рациональные уравнения, используя при этом
различные приемы и методы.
2.Развивающие цели урока:
- Реализация принципов связи теории и
практики.
- Развитие памяти, речи,
любознательности, познавательного интереса
- Развитие аргументированной речи, доказательного
воспроизведения в процессе деятельности.
- Развитие вычислительных навыков.
- Развитие коммуникативных навыков
общения и умения слушать и слышать.
3.Воспитательные цели урока.
- Воспитание аккуратности,
дисциплины.
- Воспитание настойчивости в
достижении цели.
- Воспитание ответственного отношения
к учёбе
- Воспитание рациональной организации
бюджета времени.
Виды
универсальных учебных действий и применяемые технологии для формирования УУД:
Познавательные УУД: Учитель на уроке учит ставить цели и
искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Личностные УУД: Учитель находит способ увлечь учеников
знаниями; включает их в открытие новых
знаний; показывает то, что главное уметь учиться на своих ошибках.
Коммуникативные УУД: учитель включает учеников в
конструктивную деятельность, привлекая их к организации и поощряя инициативы
детей. При организации групповой работы учитывает степень сформированности
коммуникативных навыков.
Регулятивные УУД: В конце урока учитель вместе с детьми оценивает
то, чему научились, что получилось, а что нет.
План
а) Организационный
момент
Проверка готовности учащихся к уроку,
проверка присутствующих, общий настрой на урок.
Добрый день! Чудесный день! И настроение чудесное – под стать. Так разрешите мне
урок с улыбочки начать.
Тема, над
которой мы будем работать с вами «Дробные рациональные уравнение».
За маленький
промежуток времени мы вспомним теоретический материал по данной теме и решим
несколько уравнений, используя различные методы и приемы.
б)
Актуализация знаний, умений, навыков
1. Повторение теоретического материала по
данной теме.
1. Учитель:
-Какие виды
уравнений вы знаете? (Целые,
рациональные, линейные, квадратные, дробно-рациональные.)
– Какое уравнение называется целым?
(Целым называется уравнение с одной переменной, левая и правая части которого
целые выражения).
– Как решаются целые уравнения первой и
второй степени?
– Как решаются целые уравнения третьей
и четвертой степени?
Вывод:
Существуют два основных метода решения целых уравнений выше второй степени:
Метод
разложения
на множители
Метод
введения
новой переменной
2.Учитель. Назовите вид
уравнения, определите, каким
методом может быть решено каждое из данных целых уравнений, найдите корни
уравнений.
5х+ 3 = 5
х2 - 3х + 2 = 0
х5 – 4х3 = 0;
4.Учитель. Дайте определение
дробно-рационального уравнения. Что является его корнем?
Учащиеся:
а) Дробным рациональным уравнением
называется
уравнение, обе части которого
являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробное
выражение.
б) Корнем дробно-рационального
уравнения являются числа, обращающие его в верное равенство.
Учитель. Определите, какие из чисел
являются корнями уравнения. Ответы поясните. 4,0,-2.
Учащиеся: 4 не может быть корнем, т.к. знаменатель обращает
в нуль.
0 не является корнем, т.к.
-2 является корнем, т.к.
5.Учитель. Какие алгоритмы решения
дробно-рациональных уравнений вы знаете?
Учащиеся:
1.
1.
Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
2.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
3.
Решить полученное целое уравнение
4.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель.
2.
1.
Найти ОДЗ уравнения
2.
Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
3.
Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
4.
Решить полученное целое уравнение
5.
Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель.
III.Основная часть.
Повторение
изученного, отработка полученных навыков решения дробно-рациональных уравнений
1.Повторение
раннее изученного материала. Самостоятельная работа.
В а р и а н т 1
Решите
уравнение:
а) х3 – 4х2 – 9х +
36 = 0;
б) х4 + 7х2 – 44 = 0;
в) (х2 – х + 1) (х2 – х – 7) = 65.
В а р и а н т 2
Решите
уравнение:
а) 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0;
б) х4 + 6х2 – 27 = 0;
в) (х2 + х + 6) (х2 + х – 4) = 144.
Проверка
работы (самопроверка).
2.Формирование умений и навыков решать дробно-рациональные
уравнения, используя при этом различные приемы и методы.
а) Найдите
корни уравнения:
б)
Физминутка (на усмотрение учителя).
в) Работа по учебнику, стр.100
№370(а),
372(а)
В классе с
высоким уровнем подготовки можно решить еще несколько дробно-рациональных
уравнений.
3. № 299 (а),
№373(а)
IV.
Заключительная часть.
Подведение
итогов урока. Вопросы учащимся:
– Какими приемами и методами можно
решать дробно-рациональные уравнения?
(1.Найти общий
знаменатель дробей, входящих в уравнение, умножить обе части уравнения на общий
знаменатель получим целое уравнение и решим его. 2.Методом введения новой
переменной)
– В каких случаях при решении
дробно-рациональных уравнений целесообразно использовать метод введения новой
переменной?
(Если при
решении уравнения получаются громоздкие преобразования и корни найти трудно).
– Опишите алгоритм решения
дробно-рационального уравнения.
V. Оценивание
работы учащихся на уроке. Рефлексия.
Учитель:
Уроку подошел
конец.
Пусть каждый
из вас, ребята, скажет про себя:
Какой я
молодец…
Предполагаемые
ответы учащихся.
(Какой я
молодец, я сам решил уравнение методом подстановки.
Какой я
молодец, я правильно и быстро решил самостоятельную работу).
VI. Домашнее задание.
№370(б),№373(б),№372(б)
Комментарии
Отправить комментарий