Урок русского языка на тему: "Собирательные числительные". Автор: учитель русского языка и литературы Котова А. Л.
Разработка урока по
русскому языку
"Собирательные числительные".
Котова Анжела
Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
город Торез
6 класс
Тема: Собирательные числительные
Тип урока: «открытие»
нового
Цели: сформировать умения правильно писать и склонять собирательные числительные;
закрепить умение правильно писать числительные, находить в тексте; расширить
лексический запас учащихся; отрабатывать орфогра-фические
и пунктуационные навыки; развивать внимание, память, логическое
мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к
урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Планируемые
результаты:
Личностные: осознавать эстетическую ценность
русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые
творческие способ-ности.
Метапредметные:
извлекать
нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (таблицу, схему, ключевые слова).
Предметные:
анализировать
и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать
их с именами существитель-ными; грамотно
употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в
речи.
Сценарий урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. 1 марта –первый день
весны. А еще сегодня День комплиментов. Улыбнитесь друг другу, скажите
комплимент и пожелайте успехов . Ну и от меня !!! Вы
мое солнышко!(слайд)
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь- это просто!
Лучик солнца-это ВАМ!!! ( после этих слов - «бросаю» , а у
ребят в руках оказываются улыбающиеся смайлики)
Словарная работа
Комплимент- (франц. compliment) 1) лестное замечание в адрес кого-либо, похвала.
Каллиграфическая минутка(Буква
К) (слайд)
2. Мобилизующий этап.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Числительных,
открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи .
- Обратите внимание на этот сундучок. В нем – письмо
с просьбой о помощи, задания и вознаграждение (золотые монеты) за сделанную
работу. А сундучок нам прислали жители острова «Невезения» Посмотрим, что с
ними случилось…(ВИДЕО «Остров невезения»)
Им нужна
помощь. Поможем? Мы должны справиться с заданиями, а за правильный ответ -
монета. В конце урока ваши монеты превратятся в отметки. Разделимся на команды.
Капитаны – получите задание. А прежде чем отправиться в путь……
3. Формулирование темы и целей урока.
давайте узнаем какое числительное нам предстоит
изучить сегодня.
Сл.диктант:Беспомощный,предложить,трубка,вытирать,территория,возраст,
капустный,ветеран,металл, восемьдесят, ветреный, умницы, путешествовать.
4.Постановка учебной
задачи.
Подчеркните орфограммы и прочитайте полученное слово.(собирательные числительные) Запишем
тему урока. (слайд) Определим цели и
задачи.(Шесть шляп мышления – желающие учащиеся)
БЕЛАЯ ШЛЯПА – (примерные ответы
учащихся) уметь правильно исполь-зовать собирательные
числительные в письменной и устной речи, знать особенности собирательных
числительных, уметь склонять числительные…..
5.Выявление
места и причины затруднения.
Проблемный вопрос
Задание: прочитайте
словосочетания, что общего в них вы заметили? (слайд)
а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
б) две десятых урожая, три четверти пути, трое
суток.
ЗЕЛЕНАЯ
ШЛЯПА –(В них есть количественные числительные)
- Найдите
“третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?
(Слушаются ответы).
- Действительно, числительные пятеро, трое -
собирательные.
6.Изучение
нового материала
Нам предстоит узнать все о собирательном
числительном. Приступаем к работе. Команды работают самостоятельно. ( Капитаны
взяли задание в сун-дучке)
1 КОМАНДА
1.Прочитать, выделить главное
Как появились в предложении собирательные
числительные
Жила-была семья числительных. Все её члены много работали:
всегда помогали при счете. Только собирательные числительные не могли найти
себе занятия. А они так хотели попасть в предложение! Однажды числительное Три
уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке. Тут ему на
помощь поспешило собирательное числительное Трое. Мальчик сосчитал: "На
картинке трое медвежат". Возвратилось числительное Три домой и говорит:
-
Спасибо тебе, Трое, что ты меня заменило.
- А можно я буду работать в предложениях вместе с тобой? - спросило Трое.
- Конечно. Ты и твои братья могут заменять числительные, стоящие рядом с
существительными , которые употребляются только во множественном числе, -
ответило Три.
- И всё?! - расстроилось Трое.
- Нет, ещё вы можете употребляться рядом с существительными,
обозначающи-ми лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,- ободрило его
Три.
- Вот здорово! - воскликнуло Трое. - Мы так рады, что и нам
нашлась работа! Будем рады помогать людям!
2 КОМАНДА
1.Прочитать.Рассказать изученную орфограмму.
Числительные оба–обе
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго
определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах
используются формы обеих, обеими(у обеих стен, обеим сестрам,
обеими руками), с существительными мужского и среднего рода –обоих, обоим, обоими(обоих студентов, у обоих окон).
С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные
вообще не употребляются (Нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток. Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).
3 КОМАНДА
Работа с учебником (обобщение) § 74
1.Прочитать, изучить и
обобщить.
1. Что обозначают собирательные числительные? Как
они образуются?
2. С какими именами существительными сочетаются
собирательные числитель-ные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют
собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
7.Первичное закрепление.
(Команды
рассказывают всему классу) После- (слайд)
- Собирательные числительные
образуются от количественных от 2 до 10
- Собирательные числительные сочетаются
ü с
существительными, обозначающими лиц
мужского пола;
ü с существительными,
обозначающими детей или детёнышей
животных;
ü с
существительные, относящимися к общему
роду: шестеро задир
ü с
существительными, употребляющимися только во множественном числе.
ü собирательные
числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во
множественном числе.
ü
Оба или обе это означает пара. Оба используется только при мужском и среднем
роде. А обе употребляется с женским родом.
Прошу обратить внимание на слайд и еще раз прочитать
( некоторые учащиеся повторяют вслух)
А я добавлю……(слайд)
Нельзя сочетать
собирательные числительные со следующими категориями слов:
ü
Существительными, которые обозначают представительниц женского
пола: трое школьниц,
пятеро гимнасток.
ü
Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
ü
Существительными, которые обозначают наименования взрослых
животных: шестеро волков,
четверо лошадей.
Прошу обратить внимание на слайд и еще раз
прочитать ( некоторые учащиеся повторяют вслух)
ФИЗМИНУТКА
( слайд)
8.Закрепление
изученного материала. Просклонять.
И.п. трое сильнейших спортсменов
Р. п. троих сильнейших спортсменов
Д. п. троим сильнейшим спортсменам
В. п. троих сильнейших спортсменов
Т. п. троими сильнейшими спортсменами
П. п. о троих сильнейших спортсменах (проверка на
слайде)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Лови ошибку»
1.Трое подруг приехали в Сочи.
2. Жара стояла уже четыре суток.
3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены
призы. (проверка на слайде)
Работа с
учебником. (упр.424). Вставьте собирательные числительные
оба, обе, учитывая род существительных. Взаимопроверка.
Держать
обеими руками, прикрепить к обоим ботинкам, есть за обе щеки, приложить к обеим
ногам. (проверка на слайде)
Карточки Установить соответствие
1.Семеро …………………. третий
не мешайся!
2.Один пашет, ………….. третий
не суйся.
3.Двое дерутся — ………..семеро
- руками машут.
4.В гору-то семеро тащат, …….. одного не ждут.
5.Лучше десятерых виновных простить, … а с горы и один столкнет.
6.Двое дерутся — ………… чем
одного невиновного казнить.
Проверка 1.Семеро
одного не ждут. 2.Один пашет, семеро - руками машут. 3.Двое дерутся — третий не
суйся.4.В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.5.Лучше десятерых
виновных простить, чем одного невиновного казнить. 6.Двое дерутся — третий не
мешайся! (проверка на слайде)
Игра
«Сортировка» Конкурс капитанов (слайд)
На
слайде появляются картинки, а капитаны должны правильно составить
словосочетание и определить собирательные числительные
1.4 щенков
2.6 гимнасток
3.4 медвежат
4.3 ножниц
5.2 торта
6. 5 учениц
7.2 брюк
8.4 стула
Наш корабль прибыл на остров, мы справились с заданиями. Готовы ли вы сойти
на берег и убедиться, что помогли жителям острова? Но, дело в том, что на берег
сойдут только те, кто имеет достаточное представление о числительных. Проверим?
10.Подведение итогов
Тест Да-нет (слайд)(красные и зеленые сигнальные карточки)
1. Имя числительное – это часть речи, которая
обозначает предмет. ( нет)
2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые.(да)
3.Составные числительные – это числительные,
состоящие из двух и более слов.(да)
4. Мягкий знак пишется на конце всех числительных .(нет)
5.Собирательные числительные сочетаются со всеми существитель-ными.(нет)
6.Собирательные
числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во
множественном числе.(да)
7.Оба или обе это означает пара. Оба используется только при мужском и среднем
роде. А обе употребляется с женским родом. (да)
11.Рефлексия
деятельности.
Видео Чунга –чанга. Как вы видите- жители острова довольны.
А довольны
ли вы своими результатами? Прошу капитанов команд и их помощников определить уровень
обученности на данном уроке(общий вывод результативности класса. Шесть шляп
мышления) (слайд)
Спасибо. А сейчас- рефлексия
деятельности. «Дерево успеха» лежит у
каждого на парте. (слайд)
Просьба определить вашу
результативность.(красное- все удалось, желтое- иногда нужна была помощь
учителя, зеленое- было скучно и неинтересно).Пока ребята работают- учитель
подсчитывает монетки и объявляет результат.
7.Домашнее задание
§ 74, упражнение 425, 426
дополнительно; повторить §50.
Составить связный текст с
использованием собирательных числительных. (слайд)
Список литературы
1.Учебник русского языка для 6 класса
(авторы: М.Т. Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.Т. Григорян).
2. Г.А.Богданова “Уроки русского языка в 6 классе”.
3. А.А.Позднякова “Дидактические материалы по русскому языку. (6 класс)
4.Занимательный русский язык. Г.Александрова.
Комментарии
Отправить комментарий