Урок русского языка на тему: "Собирательные числительные". Автор: учитель русского языка и литературы Котова А. Л.

Разработка урока по русскому языку

"Собирательные числительные".

Котова Анжела Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

город Торез

6 класс                                             

Тема:  Собирательные числительные

Тип урока: «открытие» нового

Цели: сформировать умения  правильно писать и склонять собирательные числительные; закрепить умение правильно писать числительные, находить в тексте; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфогра-фические и пунктуационные навыки; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способ-ности.

Метапредметные: извлекать нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные: анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами существитель-ными; грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

                                                   Сценарий урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. 1 марта –первый день весны. А еще сегодня День комплиментов. Улыбнитесь друг другу, скажите комплимент и пожелайте успехов . Ну и от меня !!! Вы мое солнышко!(слайд)

 Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь- это просто!

Лучик солнца-это ВАМ!!! ( после этих слов - «бросаю» , а у ребят в руках оказываются улыбающиеся смайлики)

Словарная работа

Комплимент- (франц. compliment) 1) лестное замечание в адрес кого-либо, похвала.

Каллиграфическая минутка(Буква К) (слайд)

2. Мобилизующий этап.

- Сегодня мы продолжим  наше путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное  в этой части речи .

- Обратите внимание на этот сундучок. В нем – письмо с просьбой о помощи, задания и вознаграждение (золотые монеты) за сделанную работу. А сундучок нам прислали жители острова «Невезения» Посмотрим, что с ними случилось…(ВИДЕО «Остров невезения»)

 Им нужна помощь. Поможем? Мы должны справиться с заданиями, а за правильный ответ - монета. В конце урока ваши монеты превратятся в отметки. Разделимся на команды. Капитаны – получите задание. А прежде чем отправиться в путь……

3. Формулирование темы и целей урока.

давайте узнаем какое числительное нам предстоит изучить сегодня.

Сл.диктант:Беспомощный,предложить,трубка,вытирать,территория,возраст,

капустный,ветеран,металл, восемьдесят, ветреный, умницы, путешествовать.

4.Постановка учебной задачи.

Подчеркните орфограммы и прочитайте полученное слово.(собирательные числительные) Запишем тему урока. (слайд) Определим цели и задачи.(Шесть шляп мышления – желающие учащиеся)

БЕЛАЯ ШЛЯПА – (примерные ответы учащихся) уметь правильно исполь-зовать собирательные числительные в письменной и устной речи, знать особенности собирательных числительных, уметь склонять числительные…..

5.Выявление места и причины затруднения.

Проблемный вопрос

Задание: прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили? (слайд)

 а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней. 

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

ЗЕЛЕНАЯ  ШЛЯПА –(В них есть количественные числительные)

- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?

(Слушаются ответы).

- Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.

6.Изучение нового материала

Нам предстоит узнать все о собирательном числительном. Приступаем к работе. Команды работают самостоятельно. ( Капитаны взяли задание в сун-дучке)

1 КОМАНДА

1.Прочитать, выделить главное

Как появились в предложении собирательные числительные

Жила-была семья числительных. Все её члены много работали: всегда помогали при счете. Только собирательные числительные не могли найти себе занятия. А они так хотели попасть в предложение! Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке. Тут ему на помощь поспешило собирательное числительное Трое. Мальчик сосчитал: "На картинке трое медвежат". Возвратилось числительное Три домой и говорит:

- Спасибо тебе, Трое, что ты меня заменило.
- А можно я буду работать в предложениях вместе с тобой? - спросило Трое.
- Конечно. Ты и твои братья могут заменять числительные, стоящие рядом с существительными , которые употребляются только во множественном числе, - ответило Три.

- И всё?! - расстроилось Трое.

- Нет, ещё вы можете употребляться рядом с существительными, обозначающи-ми лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,- ободрило его Три.

- Вот здорово! - воскликнуло Трое. - Мы так рады, что и нам нашлась работа! Будем рады помогать людям!

2 КОМАНДА

1.Прочитать.Рассказать изученную орфограмму.

Числительные оба–обе

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими(у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода –обоих, обоим, обоими(обоих студентов, у обоих окон). С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные вообще не употребляются (Нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток. Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

3 КОМАНДА

Работа с учебником (обобщение) § 74

1.Прочитать, изучить и обобщить.

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числитель-ные?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

7.Первичное закрепление.

(Команды рассказывают всему классу) После- (слайд)

  - Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10

- Собирательные числительные сочетаются

ü с существительными, обозначающими лиц мужского пола;

ü  с существительными, обозначающими детей или детёнышей

животных;

ü с существительные, относящимися  к общему роду: шестеро задир

ü с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

ü собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

ü Оба или обе это означает пара. Оба  используется только при мужском и среднем роде. А обе употребляется с женским родом. 

Прошу обратить внимание на слайд и еще раз прочитать ( некоторые учащиеся повторяют вслух)

А я добавлю……(слайд)

Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:

ü  Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток.

ü  Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.

ü  Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.

Прошу обратить внимание на слайд и еще раз прочитать ( некоторые учащиеся повторяют вслух)

ФИЗМИНУТКА ( слайд)

8.Закрепление изученного материала. Просклонять.

И.п. трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троими сильнейшими спортсменами

П. п. о троих сильнейших спортсменах (проверка на слайде)

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 «Лови ошибку»

1.Трое подруг приехали в Сочи.

2. Жара стояла уже четыре суток.

3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы. (проверка на слайде)

Работа с учебником. (упр.424). Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Взаимопроверка.

 Держать обеими руками, прикрепить к обоим ботинкам, есть за обе щеки, приложить к обеим ногам. (проверка на слайде)

Карточки Установить соответствие

  1.Семеро …………………. третий не мешайся!

2.Один пашет, ………….. третий не суйся.

3.Двое дерутся — ………..семеро - руками машут.

4.В гору-то семеро тащат, …….. одного не ждут.

5.Лучше десятерых виновных простить, … а с горы и один столкнет.

6.Двое дерутся — ………… чем одного невиновного казнить.

 Проверка 1.Семеро одного не ждут. 2.Один пашет, семеро - руками машут. 3.Двое дерутся — третий не суйся.4.В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.5.Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 6.Двое дерутся — третий не мешайся! (проверка на слайде)

Игра «Сортировка» Конкурс капитанов (слайд)

На слайде появляются картинки, а капитаны должны правильно составить словосочетание и определить собирательные числительные


1.4 щенков

2.6 гимнасток

3.4 медвежат

4.3 ножниц

5.2 торта

6. 5 учениц

7.2 брюк

8.4 стула


Наш корабль прибыл на остров,  мы справились с заданиями. Готовы ли вы сойти на берег и убедиться, что помогли жителям острова? Но, дело в том, что на берег сойдут только те, кто имеет достаточное представление о числительных. Проверим?

10.Подведение итогов

  Тест Да-нет (слайд)(красные и зеленые сигнальные карточки)

1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает предмет. ( нет)

2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые.(да)

3.Составные числительные – это числительные, состоящие из двух и более слов.(да)

4. Мягкий знак пишется на конце всех числительных .(нет)

5.Собирательные числительные сочетаются со всеми существитель-ными.(нет)

6.Собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.(да)

7.Оба или обе это означает пара. Оба  используется только при мужском и среднем роде. А обе употребляется с женским родом. (да)

11.Рефлексия деятельности.

Видео Чунга –чанга. Как вы видите- жители острова довольны.

А довольны ли вы своими результатами? Прошу капитанов команд  и их помощников определить уровень обученности на данном уроке(общий вывод результативности класса. Шесть шляп мышления) (слайд)

Спасибо. А сейчас- рефлексия деятельности. «Дерево успеха»  лежит у каждого на парте. (слайд)

Просьба определить вашу результативность.(красное- все удалось, желтое- иногда нужна была помощь учителя, зеленое- было скучно и неинтересно).Пока ребята работают- учитель подсчитывает монетки и объявляет результат.

7.Домашнее задание

§ 74, упражнение 425, 426 дополнительно; повторить §50.

Составить связный текст с использованием собирательных числительных. (слайд)

Список литературы

1.Учебник русского языка для 6 класса

(авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Григорян).
2. Г.А.Богданова “Уроки русского языка в 6 классе”.
3. А.А.Позднякова “Дидактические материалы по русскому языку. (6 класс)

4.Занимательный русский язык. Г.Александрова. 



Комментарии